Основные особенности научного мышления


Технология формирования у школьников основ научного мышления и умений практического владения универсальными методами научного познания. Универсальные методы научного познания. Научная картина мира как совокупность знания философского и фундаментального о предметах и явлениях природы и общества, как результат научного познания. Научная картина мира как исторически развивающаяся и становящаяся все более адекватной модель природы. Влияние целостной научной картины мира на формирование мировоззрения личности. Научное знание: его сущность, виды. Наука как сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Сущность, основные особенности научного мышления, структура, функции и результат науки. Выявление объективных закономерностей процесса, явления как основная задача любой науки. Научное исследование как деятельность в основные особенности научного мышления науки, как особая форма научного познания. Соотношения понятий познание и научное познание. Научное познание предмета, явления как отражение истории его возникновения и развития. Основные особенности научного познания. Сомнение как обобщенная характеристика научного познания. Структура процесса научного познания: познавательная деятельность людей, средства познания, основные особенности научного мышления познания, знания. Объекты научного познания предметы мысли их характеристики. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, относительность их разделения. Фактический и необходимый характер знания. Знание законов действительности как знание необходимого характера. Прямой и косвенный путь установления истинности предложений эмпирических и теоретических. Роль логики в научном познании. Системность как одно из основных качеств научного мышления. Выбор подходящего определения при разнообразности подходов посредством выявления специфики поставленной задачи как особенность научного мышления. Роль научного мышления в обучении и самообразовании. Способы формирования научного мышления. Метод как объединяющее начало практики и теории. Метод познания как способ получения нового знания на основе имеющегося. Соотношение понятий метод, способ и прием. Универсальные и специфические приемы и методы научного познания. Универсальные: сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, идеализация, дедукция индукция, аналогия моделирование и др. Эмпирическое познание как познание, доступное чувственному восприятию. Непосредственное с помощью органов чувств и опосредованное с помощью определенных приемов и методов познание действительности. Соотношение понятий «чувственное познание» и «эмпирическое познание». Эмпирический уровень как более высокий, чем чувственное познание, уровень познания. Эмпирический уровень рационального познания как процесс этап мыслительной языковой переработки информации, полученной с помощью органов чувств. Эмпирические объекты познания как реальные, чувственно-воспринимаемые, наблюдаемые предметы действительности. Эмпирическая стадия в развитии науки: сбор научных фактов, их обобщение и классификация. Объективный факт как фрагмент реальности, составляющий объект человеческой деятельности или познания. Научный факт как форма эмпирического научного знания. Научный факт как результат достоверного наблюдения, эксперимента. Установление научного факта как необходимое условие эмпирического научного исследования. Вскрытие причины данного факта, выяснение его существенных свойств, установление закономерной связи между фактами как задача эмпирического познания. Констатация факта как результат эмпирического мышления и познания. Эмпирический закон как форма эмпирического научного знания. Методы эмпирического уровня научного познания как способы установления причинной зависимости явлений. Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, основные особенности научного мышления и др. Сравнение и сопоставление как пути эмпирического познания. Наблюдение как важнейший метод исследования. Наблюдение как преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявления основные особенности научного мышления свойств и отношений объекта познания. Наблюдение непосредственное и опосредованное. Цели, задачи, план и способы наблюдения. Эксперимент как важнейший метод исследования. Метод изменения условий как основной метод эксперимента. Цели, задачи и виды эксперимента. Индукция как способ получения общего знания, как процесс выведения общего положения из единичных фактов. Неполная научная индукция основные особенности научного мышления метод исследования, способный давать достоверное заключение и основанный на экспериментальных исследованиях, включающий в себя основные особенности научного мышления мышление дедукцию. Индукция как рискованный, но важный творческий метод. Роль формальной логики на эмпирическом уровне познании, роль эмпирического познания в обучении, самообразовании и самоопределении. Теоретическое познание как познание, недоступное чувственному восприятию. Теоретический уровень рационального познания как процесс этап построения теорий, объясняющих наблюдаемые явления, открывающих законы области действительности. Теоретическое знание как результат обобщения, абстрагирования и т. Осмысленные и взаимосвязанные факты как основание для теоретического обобщения. Мыслительная деятельность как источник появления теоретических основные особенности научного мышления познания. Виды теоретических объектов познания. Предвидение как результат теоретического мышления. Основные формы теоретического научного знания: проблема, вопрос, гипотеза, теория. Рассмотрение предмета явления в его развитии. Диалектика как теория развития и как метод познания. Формы, законы и категории диалектики. Роль законов диалектики на теоретическом уровне познании. Проблема как форма развития знания. Ее структура и виды. Проблема в большинстве случаев как результат интенсивной исследовательской деятельности, основные особенности научного мышления заключается в глубоком осознании и анализе проблемной ситуации. Проблемная ситуация как условие проявления проблемы. Формы выражения проблемной ситуации: рассогласованность различных теоретических представлений об объекте, конфликт новых фактов или имеющихся теорий, пробелы в системе знания, борьба фундаментальных теорий или принципиальных подходов к решению тех или иных конкретно-научных задач. Структура анализа проблемной ситуации: отделение известного от неизвестного, постановка четко сформулированных вопросов проблемы. Постановка проблемы как действие, выражающее не только сам факт осознания проблемной ситуации, но и уровень понимания ее. Требование к постановке и формулировке проблемы. Этапы разработки и способы решения проблем. Самостоятельное исследование проблемы с помощью теоретического мышления. Вопрос как форма познания, как форма выражения проблемы. Логическая структура и виды вопросов. Критерий правильности постановки вопросов. Гипотеза как форма развития знания, ее функции в познании. Гипотеза как предположительное знание, как вид умозаключения. Виды гипотез: общие и частные. Подтверждение и опровержение гипотез. Подтверждение гипотез посредством дедуктивных умозаключений. Возможность опытного опровержения научного знания как критерий его подлинности Научная теория как форма и система научного знания. Закон области действительности как предмет изучения теории. Научная ценность как принцип построения научной теории. Основные виды научных теорий по способу их построения. Логически систематизированные теории: дедуктивные и гипотетико-дедуктивные. Гипотетичность любой научной теории. Теория научной революции Методы теоретического уровня научного познания как способы объяснения и систематизации наблюдаемых явлений. Объяснение, логические операции с понятиями, умозаключения, использование аналогии и гипотезы, применение математического аппарата и разнообразных моделей и др. Метод научного объяснения явлений как способ раскрытия механизма действия причины явления. Гипотетико-дедуктивный метод познания как единство двух противоположных, но взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов познания: индукции и подтверждения научных гипотез. Роль теоретического познания в обучении, самообразовании и самоопределении. Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы Какой смысл я вкладываю в понятия «картина мира», основные особенности научного мышления картина мира». Соотношение понятий «обыденное познание» и «научное познание». Какие методы познания я применяю в обучении, повседневной жизни. Соотношение понятий «исследование» и «научное исследование». Моя научно-исследовательская деятельность в процессе обучения. Эмпирическая и теоретическая стадии в развитии науки. Какие методы познания необходимы для осуществления самообразования. Мои способы работы с научной литературой, поиска и обработки научной информации. Мои рекомендации по формированию научного мышления. Темы рефератов Проблема истины в научном основные особенности научного мышления. Диалектика как теория развития знания и как метод познания. Условия и способы их обнаружения. Типичные ошибки, возникающие при анализе причинных связей. Индуктивные методы установления причинных связей: методы сходства и различия, объединенный метод, основные особенности научного мышления сопутствующих изменений и остатков. Аналогия как логическая основа моделирования в науке и технике. Научная теория как форма и система научного знания. Основные особенности научного мышления изучения и принцип построения научной теории. Виды, истинность, состав теорий. Гипотетико-дедуктивный метод научного познания и рассуждения. Роль науки основные особенности научного мышления научного мышления в решении основные особенности научного мышления проблем современной цивилизации. Построение гипотезы и этапы ее развития. Способы подтверждения и опровержения гипотез. Примеры гипотез, применяемых в обучении. Эмпирический и теоретический уровни научного познания в обучении. Факторы формирования научного мышления в процессе обучения. Роль методологических знаний в обучении и самообразовании. Виды научной литературы и технология ее изучения. Природа интеллекта — битва за разум. Рекорды природы и человеческой деятельности. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. Логика в решении проблем. Как я понимаю философию. Новые образы основные особенности научного мышления и реальности. Мир философии: Книга для чтения. Диалектическая логика как наука о построении систем знаний. Логика и рост научного знания. Философская антропология и философия науки. Учебное пособие по курсу «Логика для педвузов». Научное познание и мир человека. Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором. Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу. Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой. Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем. Имя обязательное E-Mail обязательное Подписаться на уведомления о новых комментариях Обновить.

Смотри также