Составить стих из слов


Как научить Вашего ребенка писать стихи. Часть 1 Как научить Вашего ребенка писать стихи. Как научить Вашего ребенка писать стихи. КАК НАУЧИТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА ПИСАТЬ СТИХИ 2 КЛАСС Уважаемые взрослые! Эти занятия — первое руководство для обучения стихосложению второклассников. До начала занятий по этому пособию — обязательно посвятите 3-4 занятия, чтобы бегло просмотреть занятия, разработанные для первого класса и данные на этом сайте. Поэзия возникла раньше прозы. Самые древнейшие составить стих из слов писались только в стихах. Лишь в XVIII-XIX вв. Во многих развитых культурах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека. Государственные чиновники в Древнем Китае сдавали экзамены по стихосложению. Японские самураи наряду с боевыми искусствами изучали искусство сочинения стихов. «Все они герои, все они таланты, все они поэты», составить стих из слов так характеризует Окуджава блестящих молодых людей из свиты русского царя. Всё это, разумеется, не случайно. Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и, вообще, художественного вкуса. Развивается образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень. «Колоссальным ускорителем мышления» назвал поэзию Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что, в свою составить стих из слов, способствует повышению составить стих из слов. Причём грамотность понимается здесь в широком смысле — не только как орфография и пунктуация, но и как стилистическая грамотность, как умение правильно пользоваться всеми богатствами русского языка. Поэт обладает поэтическим даром, имеет природное призвание к поэзии. Не у каждого человека мысли облекаются в поэтические образы, не всякий может без предварительной подготовки выразить свои мысли ярко, картинно и музыкально. Но и обладающий этой способностью, чувствующий составить стих из слов своей душе потребность выражать мысли свои в поэтических, музыкальных образах, и тот, не сможет быть поэтом, если он не умеет писать стихи, то есть не знает законов и форм стихосложения. Руководств по русскому стихосложению, за исключением одного — двух вышедших из употребления, непрактичных и запутанных, нет. Из теории русского стиха, которая преподается в некоторых школах, об искусстве стихосложении невозможно ничего извлечь, так как кроме голого перечисления размеров ничего больше составить стих из слов имеется. В некоторых программах по литературе вводятся, мельком, некоторые понятия. Все виды рифм, схемы рифм даны за 2-3 урока. Но ведь это очень серьёзный материал, необходимый для умения писать стихи. Невозможно за короткое время выучить, составить стих из слов такое женская, мужская, дактилическая рифма; перекрёстная, кольцевая, парная схема рифм; ввод таких понятий, как эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения и т. В этом же руководстве ясно, подробно, пошагово и понятно дана адаптированная программа обучения написанию стихотворений любого ученика с необходимой теорией русского составить стих из слов. Данное пособие также ставит своей задачей познакомить детей с русской поэзией. Большая подборка стихов, использованных в качестве примеров, научит детей не только писать свои стихи, но и читать, и любить произведения великих поэтов. Чтобы облегчить ребёнку «вхождение в большую поэзию», отрывки из произведений «взрослых» поэтов даны в окружении большого количества детских стихов с интересным сюжетом. Представленный материал можно использовать в государственных и частных школах на уроках литературы, во время факультативных занятий, а также для индивидуальных занятий дома с ребёнком. Как работать с этим материалом? Одно занятие не должно длиться дольше 45 минут. Одно занятие должно проходить не реже 1 раза в 1 неделю. Можно 2 раза в неделю. Раздел Задания для твоего самообразования — это материал для домашней или самостоятельной работы. Если Вы занимаетесь с ребёнком дома — выйдите из комнаты на 15 минут. Второй, третий и четвертый абзацы прочитайте вслух ребёнку. Пусть он выберет самую красивую тетрадь из 48-64 листов для своих будущих занятий по стихосложению. Тетрадь разделите на следующие заголовки: «ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ» Занятие 4 1-2 строчки Занятие 5 1-2 строчки Занятие 6 1-2 строчки Занятие 9 6 строчек Занятие 10 1-2 строчки Занятие 12 1-2 строчки Занятие 13 5 строчек Занятие 14 1-2 строчки Занятие 15 1-2 строчки Занятие 17 1-2 строчки Занятие 18 1-2 строчки Занятие 20 1-2 строчки Занятие 22 1-2 строчки Занятие 25 1-2 строчки «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» ФИО поэта Название стихотворений, которые он написал Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4 Занятие 5 Занятие 6 Занятие 7 Занятие 8 Занятие 9 Занятие 10 Занятие 11 Занятие 12 Занятие 13 Занятие 14 Занятие 15 Занятие 16 Занятие 17 Занятие 18 Занятие 19 Занятие 20 Занятие 21 Занятие 22 Занятие 23 Занятие 24 Занятие 25 «МОИ ЛЮБИМЫЕ СТИХИ» На этих страничках напиши те стихи, которые особенно понравились тебе. Нарисуй к ним иллюстрации «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» На этих страничках напиши самые красивые поэтические строки, которые ты прочёл. «МОИ СТИХИ» На этих страничках напиши те стихи, которые тебе удалось сочинить самостоятельно. Нарисуй к ним иллюстрации Уважаемые взрослые! Ни в коем случае нельзя составить стих из слов ребёнка, а также с пренебрежением относиться к его первым шагам в написании стихотворений. Нельзя ругать за орфографические ошибки. Хотите — простым карандашиком легонечко исправьте. РЕБЁНКУ ЗА ЕГО ТРУД — ТОЛЬКО ПОХВАЛА И ПОЧЁТ! В прошлом году ты прочитал много стихов, знаешь некоторые из них наизусть. Ты познакомился с творчеством известных поэтов и даже пробовал сочинять стихи сам. Мы хотим научить тебя делать это очень хорошо. Шаг за шагом будешь ты овладевать интересными и сложными приёмами стихосложения. Ты узнаешь много нового о рифме, познакомишься с эпитетами, сравнениями, метафорами, олицетворениями, и они украсят твои стихи. Так в добрый путь по чудесной стране поэзии! Занятие 1 Отличие стихотворной речи от прозаической. Ты можешь сказать простую фразу: «Я вчера смотрел кино, мне оно понравилось». А можешь сказать ту же самую фразу иначе: Я вчера смотрел кино, Мне понравилось оно. Теперь твоя фраза превратилась в стихи. Во-первых, стихотворение должно быть разделено на небольшие части примерно равной длины. Каждая такая часть пишется с новой строки, обычно — с большой буквы, и называется стих. Первый стих — «Я вчера смотрел кино», второй стих — «Мне понравилось оно». Или: Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Плещеев Здесь первый стих — «Осень наступила», второй — «Высохли цветы», третий — «И глядят уныло», четвёртый — «Голые кусты». Во-вторых, в стихотворении правда, не во всяком есть рифмы. В первом примере это слова «кино» и «оно». Во втором составить стих из слов рифмуются слова «наступила» и «уныло», а также слова «цветы» и «кусты». В-третьих, в стихотворении должен быть ритм. Он зависит от чередования ударных и неударных слогов. Подробно об этом мы поговорим на следующем занятии. А пока просто составить стих из слов два примера: Я вчера смотрел кино, Мне понравилось оно. И — Я позавчера смотрел кино, Мне не очень понравилось оно. Во втором примере ритм нарушен, составить стих из слов он составить стих из слов хуже первого. Но ритм в первом примере можно нарушить и простой перестановкой слов: Вчера смотрел я кино, Понравилось мне оно. Итак, важные признаки стихотворения, по которому его можно отличить от прозы проза — всё то, что не является стихамиэто: 1 разделение на небольшие, примерно одинаковые по длине строчки — стихи; 2 наличие рифм; 3 наличие ритма. Позднее ты узнаешь, что бывают стихотворные произведения, в которых нет рифм. Встречаются стихотворения, в которых нет чёткого ритма. И бывают, правда совсем редко, стихотворения, в которых нет даже разделения на стихи. Но с подобными стихотворениями мы пока не будем иметь дело. Поскольку и ритм, и рифма зависят от расположения слов, переставлять слова в стихотворении нельзя, даже если при этом сохраняется смысл. В прозе слова можно составить стих из слов, конечно, сохраняя смысл. Вот пример художественной прозы: «…Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в составить стих из слов палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками». Этот отрывок не разделён на стихи, в нём нет рифм, составить стих из слов ритма. Некоторые слова можно переставить хотя автору это наверняка не понравилось бы. Упражнение Определи, какой отрывок написан стихами, а какой прозой. А Из густых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону. Вот он остановился, прислушался. Пришвин Б Росинка дрожала На тонком листке. Речонка дышала, Шурша в тростнике. Бальмонт В Загорелась зорька красная В небе тёмно-голубом, Полоса явилась ясная В своём блеске составить стих из слов Есенин Г На солнечном пригорке сидит заяц-русак. Кончики его перед­них лапок утопают в снегу. Глаза русака обращены на сороку. Хитрая птица держится в сторонке. Упражнение В этом упражнении стихотворные отрывки записаны в строчку и не разделены на стихи. Ты должен отличить стихотворные отрывки от прозаических. Потом выписать стихотворные отрывки, разделяя их на стихи и записывая каждый стих с новой строчки и с большой буквы. А У охотника жили в комнате два маленьких лисенка. Это были шустрые и беспокойные зверьки. Чарушин Б У ограды рос старый клён. Витя любил слушать, о чем листья клена говорят. А клен-то как весело шумел-шелестел, радовался. Гарф Составить стих из слов Спи, дитя моё, усни! Сладкий сон к себе мани: В няньки я тебе взяла ветер, солнце и орла. Осыпается весь наш бедный сад, листья пожелтелые по ветру летят; А Толстой 3. Упражнение В этих отрывках переставлены некоторые слова. Найди их и переставь обратно, чтобы получились стихи. А Зайку бросила хозяйка, Зайка под дождём остался, Со скамейки слезть не смог, До ниточки весь промок. Барто Б Под голубыми небесами Великолепными коврами, Снег, блестя на солнце, лежит. Прозрачный лес один чернеет, И ель зеленеет сквозь иней, И речка подо льдом блестит. Пушкин В Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!. Что в стране далёкой ищет он? Что в краю родном кинул он?. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Вариант 1 К словам, которые оканчиваются на —ЫЛЬ Обратись к Cловарю «Мужская рифма» Вариант 2 К словам, которые оканчиваются на —ОЛЬ Обратись к словарю «Мужская рифма» 5. Упражнение Напиши как можно больше слов к составить стих из слов слову. При затруднении обратись к БЛЕСК КАКОЙ? Задания для твоего самообразования 6. Упражнение Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на —ОДНЫЙ. При затруднении обратись к словарю «Женская рифма». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта. Занятие 2 Рифма Прочитай слова: золотая — злая, холодать — мечтать. Как из них можно составить четверостишье? Вот, например: Приходит осень золотая, И начинает холодать, Потом зима примчится злая, И будем о тепле мечтать. А из слов окошко — лукошко, двор — мухомор? Кошка села на окошко, Смотрит, серая, во двор, — Я несу в руке лукошко, А в лукошке — мухомор. Или: Между тучек, как в окошко, Солнышко глядит в наш двор. Упражнение Сочини своё четверостишье, если слова в нём оканчиваются на ЗОЛОТАЯ — ЗЛАЯ, ХОЛОДАТЬ — МЕЧТАТЬ. Упражнение Подчеркни рифмующиеся окончания в четверостишьях. Вариант 1 Зреет рожь над жаркой составить стих из слов, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы. Фет Вариант 2 Робко составить стих из слов смотрит в очи, Изумлён, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул. Раскрась зелёным цветом слова, которые рифмуются. Вариант 1 Мель, брошка, крошка, кошка, саранча, мошка, утюг, ладошка. Вариант 2 Сом, варенье, везенье, Емеля, печенье, сомненье, кошка, терпенье. Раскрась зелёным цветом слова с одной рифмой, а синим — с другой. Вариант 1 Смешила, волнушка, ёжик, лишила, лягушка, решила, свинушка, старушка, пришила, мороз, спешила. Вариант 2 Горе, балконный, пароход, в дозоре, вагонный, просторе, оконный, сонный, море, раковина. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Задания для твоего самообразования 14. Упражнение Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на —УСЫ. При затруднении обратись к словарю «Женская рифма». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Подчеркни рифмующиеся окончания. Ночь и день Ночь зимой — как чёрный кот, День — как составить стих из слов мышь, Но весна, весна идёт, Ярко, звонко каплет с крыш. Уж морозу не сдержать Шумной радости ручьёв, Стали птицы прилетать, Звонче щебет воробьёв. Исчезают тьма и составить стих из слов, И теперь наоборот: Ночь — как серенькая мышь, День — большой блестящий кот. Раскрась зелёным цветом слова, которые рифмуются. Ветка, решето, сетка, метка, клетка, цыплёнок. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта. Занятие 3 Рифма 19. Раскрась зелёным цветом слова с одной рифмой, а синим — с другой. Вариант 1 Брусника, Галина, Света, Вероника, балерина, земляника, Зина, Нина, крыжовник. Вариант 2 Мало, смех, пыталась, устало, каталась, пропало, смеялась, огорчалась, начало, верит. Переставь строки так, чтобы получилось стихотворение. Герань В поле намело, А герань цветёт. За окном — буран, А в избе — герань. А у нас тепло. Упражнение Сочини своё четверостишье, если слова в нём оканчиваются на ОКОШКО — ЛУКОШКО, ДВОР — МУХОМОР. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Упражнение Сочини своё окончание составить стих из слов в том же стиле. И перо летит, и пух — Вышел драться наш петух. Благинина Задания для твоего самообразования 24. Упражнение Прочитай ещё раз правило, которое проходили на Занятии 1. Раскрась фиолетовым цветом слова с одной рифмой, а красным — с другой. Кружка, косила, стружка, сила, зелень, носила, подружка, весна, месила. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на — ЕНЬЯМИ. При затруднении обратись к словарю «Дактилическая рифма». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению. Дятел От кого деревьям вред? У деревьев грустный вид. Скоро ль дятел прилетит? Прилетел он на заре И постукал по коре Длинным клювом: Тук да тук! Часовников Кто такой составить стих из слов Какой вред он приносит деревьям? Кто спасает деревья от этого жука? Видел ли ты дятла? Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этой поэтессы. Занятие 4 Схемы четверостиший АБАБ Очень часто стихотворения состоят из четверостиший. Если в четверостишие первая строчка рифмуется с третьей, а вторая — с четвёртой, то такая рифмовка называется перекрёстной. Например: Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. Пушкин Здесь последнее слово первой строки «туманы» рифмуется с последним словом третьей строки «поляны», а последнее слово второй строки «луна» рифмуется с последним словом четвёртой строки «она». Можно составить схему перекрёстной рифмовки. Рифмующиеся слова мы составить стих из слов одной и той же буквой. Слова «туманы» и «поляны» буквой А, слова «луна» и «она» буквой Тогда схема четверостишья с перекрёстной рифмовкой будет выглядеть так: А Б А Б Для экономии места схему записывают в строчку: АБАБ. Докажи, что они написаны перекрёстной схемой. Для этого одной чертой подчеркни рифмующиеся окончания одной группы, составить стих из слов двумя чертами — другой. Перед каждой строчкой составить стих из слов буквы А или Певицы Зеленеют составить стих из слов опушки, Зеленеет пруд. И зелёные лягушки Песенку поют. Чёрный Завтра Саша очень хочет видеть, Как приходит Завтра в дом: Как из ночи солнце выйдет, Ярко вспыхнет за окном. Жак Море Море прыгает игриво. Ловит солнце на бегу. Составить стих из слов его седую гриву Ухватиться не могу! Упражнение Прочитай все стихотворения из Занятий 1, 2 и 3. Раскрась синим карандашом сделай лёгкий фон те, которые написаны перекрёстной схемой. Для этого обведи рифмующиеся окончания одной группы квадратиком, а треугольником — другой. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Вариант 1 К словам, которые оканчиваются составить стих из слов — ИНА Обратись составить стих из слов словарю «Женская рифма» Вариант 2 К словам, которые оканчиваются на — ЕЖИЙ Обратись к словарю «Женская рифма» 32. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 ИНЕЙ КАКОЙ? Вариант 1 МЁД КАКОЙ? Упражнение Найди в словарике эпитеты к слову БЛЕСК. Прочитай их 3 раза. Запиши составить стих из слов раздел «Письмо по памяти» на странице… Задания для твоего самообразования 34. Упражнение Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе. Докажи, что оно написано перекрёстной схемой. Для этого одной чертой подчеркни рифмующиеся окончания одной группы, а двумя чертами — другой. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Цветы поют свой гимн лесной, Дит ям и ласточкам знакомый, И под развесистой сосной Танцуют составить стих из слов гномы. Горит янтарная смола, Лесной дворец светло пылает, И голубая полумгла Вокруг, как бабочка, порхает. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на — РЯ. При затруднении обратись к словарю «Мужская рифма». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта. Занятие 5 Схемы четверостиший ААББ Если в четверостишие первая строчка рифмуется со второй, а третья — с четвёртой, то такая рифмовка называется парной. Например: Болото зелёное в ряску одето. Над ним наклонилось зелёное лето. В составить стих из слов зелёном лягушка живёт, Зелёные песни подружкам поёт. Ланцетти Здесь последнее слово первой строки «одето» рифмуется с последним словом второй строки «лето», а последнее слово третьей строки «живёт» рифмуется с последним словом четвёртой строки «поёт». Можно составить схему парной рифмовки. Рифмующиеся слова мы обозначим одной и той же буквой. Слова «одето» и «лето» буквой А, слова «живёт» и «поёт» буквой Тогда схема четверостишья с парной рифмовкой составить стих из слов выглядеть так: А А Б Б Для экономии места схему записывают в строчку: ААББ. Докажи, что они написаны парной схемой. Для этого одной чертой подчеркни рифмующиеся окончания одной группы, а двумя чертами — другой. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Снежная баба Сегодня из снежного мокрого кома Мы снежную бабу слепили у дома. Стоит эта баба у самых ворот — Никто не проедет, никто не пройдёт. Любуются взрослые ею и дети, Рогожные волосы треплет ей ветер, Знакома она уже всей детворе, а Жучка всё лает: — Чужой во дворе!!! Демьянов Туман Утром Осень несла молоко. Не разлить молоко нелегко. Поскользнулась она и упала — И туманное утро настало. Держит небо дома на руках, А деревья стоят в облаках. Я же в школу бегу и пугаюсь: Вдруг в тумане одна потеряюсь! Стихотворение, написанное парной схемой, раскрась синим фоном, с перекрёстной — красным. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Ёж Хорошо, что ёж колючий, — Сам теперь, как листьев куча! Нужно листьями скорей Спальню выстелить в норе. Стюарт Листья Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят… Упражнение Прочитай все стихотворения из Занятий 1, 2 и 3. Раскрась синим карандашом сделай лёгкий фон те, которые написаны парной схемой. Для этого обведи рифмующиеся окончания одной группы квадратиком, а треугольником — другой. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Упражнение Сочини четверостишье, в котором рифмуются слова ЗИМА — ДОМА, СНЕЖИНКИ — КАРТИНКИ. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 ОБИДА КАКАЯ? Вариант 1 ПАУТИНА КАКАЯ? Упражнение Запиши по памяти фамилии 5 поэтов. Запиши в раздел «Письмо по памяти» на составить стих из слов Задания для твоего самообразования 44. Упражнение Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе. Докажи, что оно написано парной схемой. Для этого обведи в квадратик рифмующиеся окончания одной группы, а в кружочек — другой. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Со мною все играют в прятки Со мною все играют в прятки: На кухне — мёд, морковь на грядке. И даже солнце среди дня За тучу скрылось от меня. Котёнок спрятался куда-то, Пропала книжка про солдата, Исчезли краски со стола — Невероятные дела! Со мною все играют в прятки: Альбомы, кисточки, тетрадки. Куда успел он ускакать? Со мною все играют в прятки: Носки, ботинки и перчатки. Возьму и спрячусь под кровать — Пусть все идут меня искать! Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на — АТ. При затруднении обратись к словарю «Мужская рифма». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этой поэтессы. Занятие 6 Схемы четверостиший АББА Если в четверостишье первая строчка рифмуется с четвёртой, а вторая — с третьей, то такая рифмовка называется кольцевой. Например: Я был на улице, продрог. Я не кусаюсь, я не зол, Я — маленький бульдог. Моравская Здесь последнее слово первой строки «продрог» рифмуется с последним словом четвёртой строки «бульдог», а последнее слово второй строки «зашёл» рифмуется с последним словом третьей строки составить стих из слов. Можно составить схему кольцевой рифмы. Рифмующиеся слова мы обозначим одной и той же буквой. Слова «продрог» и «бульдог» буквой А, слова «зашёл» и «зол» буквой Тогда схема четверостишья с кольцевой рифмой будет выглядеть так: А Б Б А Для экономии места схему записывают в строчку: АББА. Докажи, что оно написано кольцевой схемой. Для этого одной чертой подчеркни рифмующиеся окончания одной группы, а двумя чертами — другой. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Деревья спят Вот и мороз. Затих, застыл весёлый лес. Под низкой крышею небес Деревья спят, одежды сбросив. И не тревожит их нимало Ни ветра свист, ни вьюги вой: Закутала их с головой Зима в свой снег, как в одеяло. Теперь их только по весне С дождём желанным гром разбудит. Деревья спят, совсем как люди, И день за днем растут во сне. Какими схемами они написаны? Щи-талочка Чищу составить стих из слов для щей, Сколько нужно овощей? Три картошки, две морковки, Луку полторы составить стих из слов, Да петрушки корешок, Да капустный кочешок. Потеснись-ка, ты, капуста, От тебя в кастрюле густо! Бородицкая Работнички Папа с мамой поздновато Возвратились в этот раз. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Вариант 1 К словам, которые оканчиваются на — АГАМИ Обратись к словарю «Дактилическая рифма» Вариант 2 К словам, которые оканчиваются на — ОДКАМИ Обратись к словарю «Дактилическая рифма» 51. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 ВАСИЛЁК КАКОЙ? Вариант 2 ЛАНДЫШ КАКОЙ? Упражнение Найди в словарике эпитеты к слову ЗОРЬКА. Прочитай их 3 раза. Запиши в раздел «Письмо по памяти» на странице… Задания для твоего самообразования 53. Упражнение Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе. Докажи, что оно написано кольцевой схемой. Для этого раскрась красным цветом рифмующиеся окончания одной группы, а жёлтым — другой. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Составить стих из слов В глуши лесной, в глуши зелёной, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьёт из камней родник студёный: Кипит, играет и спешит, Катясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит. А небеса и лес нагорный Глядят, задумавшись в тиши, Как в светлой влаге голыши Дрожат мозаикой узорной. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на — ОЙНЫЕ. При затруднении обратись к словарю «Дактилическая рифма». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Лебеди Подморозило речку и луг, Дремлет озимь, от снега седая. Позже всех улетает на юг Лебедей белокрылая стая. По-над озером сделали круг, Поднялись над вершинами елей; В шуме крыльев их — шорохи вьюг И дыхание близких метелей. Белозёров О ком говорится в этом стихотворении? Какое описывается время года? Как ты понимаешь смысл двух последних строчек? Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта. Занятие 7 Схемы четверостиший АБАБ, ААББ, АББА 58. Упражнение Сочини четверостишье, в котором рифмуются слова РАКЕТА — ПЛАНЕТА, ЗАХОТЕТЬ — ПОЛЕТЕТЬ. Вариант 1 Парной схемой. Вариант 2 Перекрёстной схемой Вариант 3 Кольцевой схемой 59. Стихотворение, написанное парной схемой, раскрась синим фоном, с кольцевой — жёлтым, с перекрёстной — красным. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Весна Снег лежал, а весна не дремала: Постирала небесную ткань И насыпала синьки в лохань И немного крахмала. Блок Скакалка Я верёвочку верчу, Я скачу, скачу, скачу. Вперемешку кружатся Солнышко и лужицы. Пляцковский Дождик Летний дождик хлещет в крышу По железным по листам. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись составить стих из слов словарю «Эпитеты». Вариант 1 ЛИВЕНЬ КАКОЙ? Вариант 2 ОБЛАКА КАКИЕ? Задания для твоего самообразования 61. Упражнение Прочитай ещё раз правила про все виды схем стихотворений. Стихотворение, написанное парной схемой, раскрась фиолетовым фоном, кольцевой — жёлтым, с перекрёстной — розовым. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Кружатся листья составить стих из слов полянам, И гуси длинным караваном Над лесом держат перелёт. Мелодичный звон капели Наполняет сад. Стало в мире больше света, Света и тепла. Может, это К нам весна пришла? Раджаб Добрый великан Я шагаю по лужайке — Великан в трусах и составить стих из слов, Сверху ясно мне видна Вся Зелёная страна. Вот улитка — добрый гномик — На себе таскает домик. Вот квартирка для жука — Дырка старого пенька. Вот стоит высокий дом — Составить стих из слов хлопочут в нем. Вот составить стих из слов ромашки — В нём живут букашки. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на — АГА. При затруднении обратись к словарю «Женская рифма». Попробуй сочинить двустишье или составить стих из слов с этими словами. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши составить стих из слов раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта. Занятие 8 Разные виды схем в одном стихотворении Бывает так, что одном стихотворении автор использует разные виды схем. Например в стихотворении: Составить стих из слов белка Уронила белка шишку. Тот пустился наутек, чуть не сбил медведя с ног. Под корнями старой ели размышлял медведь полдня: "Что-то зайцы осмелели. Шульжик первое четверостишье написано парной схемой, а второе — перекрёстной. Упражнение Напиши названия схем, которые обозначаются так: ААББ — АББА — АБАБ — 66. Четверостишья, написанные парной схемой, раскрась жёлтым фоном, с перекрёстной — розовым. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Оса в комнате Залетела к нам оса И гудела два часа. Извелась совсем без дела, Даже вроде похудела. Я достал в составить стих из слов варенье, Я к животным — всей душой! Давитьянц Солдат Шагал по улице солдат — Чеканный шаг и смелый взгляд. Начищенная пряжка И составить стих из слов звездой фуражка. Солдат шагал, шагал, шагал И в такт махал руками, Солдат устал, солдат сказал: — Хочу на ручки к маме. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Вариант 1 К словам, которые оканчиваются на — ЧА. Обратись к словарю «Мужская рифма». Вариант 2 К словам, которые оканчиваются на — ЕЗНЫЙ. Обратись к словарю «Женская рифма». Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 НЕБО КАКОЕ? Вариант 2 МОЛНИЯ КАКАЯ? Задания для твоего самообразования 69. Упражнение Прочитай ещё раз правила о разных схемах. Упражнение Напиши, как обозначаются эти схемы: Кольцевая — Парная составить стих из слов Перекрёстная — 71. Четверостишья, написанные парной схемой, раскрась зелёным фоном, с кольцевой — жёлтым, с перекрёстной — фиолетовым. Перед составить стих из слов строчкой поставь буквы А или Зяблик Лишь утро в саду настаёт, Еще не проснувшись, я слышу: На ветке, то громче, то тише, Без удержу зяблик поёт. Купается в алом рассвете, Прищёлкивает язычком, Как составить стих из слов бы лучшим на свете Позавтракал составить стих из слов червячком! Белозёров Корова Замычала на лугу Рыжая корова: — Я ребятам дать могу Молока парного! Саша, Маше и Кирюшке — Будет всем по полной кружке! Всем попить достанется, И коту останется! Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на — ЕСТНОЕ. При затруднении обратись к словарю «Дактилическая рифма». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этой поэтессы. Занятие 9 Мужская рифма Если в рифмующихся словах ударение падает на последний слог, то такая рифма называется мужской. Например, слова: кровать — горевать — жевать; порог — творог — пирог; нога — берег а — дорог а — курага. Я подую на жука — Улетай за облака! Словно красный вертолёт, Прямо в небо он уйдёт. Грубин Здесь слово «жука» рифмуется со словом «облака», а слово «вертолёт» рифмуется со словом «уйдёт». Какой рифмой написаны эти стихотворения? Волк Вся деревня спит в снегу. Месяц скрылся на ночлег. Ребятишки все на льду, На пруду. Дружно саночки визжат — Едем в ряд! Кто — в запряжке, кто — седок. Растянулся наш обоз До берёз. Вдруг кричит передовой: "Черти, стой! Врассыпную все с пруда — Кто куда. Да это пёс — Наш Барбос! Хохот, грохот, смех и толк: "Ай да волк! Чёрный Зима пришла Ночью ветер волком выл И по крыше палкой бил. Утром глянули в окно, Там — волшебное кино: Раскатала белый холст, Набросала светлых звёзд И папахи на дома Нахлобучила зима. Переставь строки так, чтобы получилось стихотворение. Какой рифмой написано это стихотворение? Вариант 1 Первое сено Замычали: — Это нам! С первым сеном едет воз! На дороге скрип колёс — И коровы по дворам Шевченко Вариант 2 Капля И оторвала один лепесток. По глади оконной стекла Вот капля упала на синий цветок Упражнение Сочини четверостишье, в котором рифмуются слова МЕЧТА — КРАСОТА, ЦВЕТОК — ЛЕПЕСТОК. Какой составить стих из слов будет написано твоё стихотворение? Вариант 1 Парной схемой. Вариант 2 Составить стих из слов схемой. Вариант 3 Кольцевой схемой. Упражнение Прочитай стихотворение 3 раза. Запиши его в раздел «Письмо по памяти» на странице …. А пока он сладко спал, Первый снег на землю пал. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 ГРОМ КАКОЙ? Вариант 2 ДОЖДЬ КАКОЙ? Задания для твоего самообразования 79. Упражнение Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе. Какой рифмой написано это стихотворение? Туман Лес — в карман, Поля — в карман Спрятал дедушка Туман. Спрятал к опны и стога, И лужайки, и луга. Даже солнышко в карман Спрятал Дедушка Туман. Только он совсем забыл, Что карман дырявым был. За рекою в гору лез — Потерял поля составить стих из слов лес. Потерял потом луга, К опны сена и стога. Как ты думаешь, какие из этих слов выбрал автор? Письмо К нам пришло письмо одно, Было странное оно. А составить стих из слов не на листке, А на беленьком снеге, снежке : «Вас обрадовать хочу! Скоро, скоро к вам приеду, примчу! Запляшу и закружу, Снегом землю наряжу, укроюИ деревья, и заборы, дома! » И подписано: "ЗИМА". Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на — РА. При затруднении обратись к словарю «Мужская рифма». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта. Занятие 10 Повторение 84. Какой рифмой написано это стихотворение? Луна Плескалась в колодце луна. И я деревянной бадьёй Достал её вместе с водой. Я вылил в бочонок луну И снова взглянул в глубину: В колодце, мокра, холодна, Сияла вторая луна! Я сорок четыре луны За вечер достал с глубины. Я сорок четыре составить стих из слов Разлил во дворе в чугуны, В корыта, в лохани, в ковши. И пили её малыши, И пили соседи, но вдруг Всё сразу померкло вокруг: Закрыло туманом одну, Сиявшую составить стих из слов небе, луну, И сорок четыре луны Вдруг сделались также темны! Упражнение Сочини своё начало и продолжение стихотворения в том же стиле. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишье или четверостишье составить стих из слов этими словами. Вариант 1 К словам, которые оканчиваются на — ЦА. Обратись к словарю «Мужская рифма». Вариант 2 К словам, которые оканчиваются на — ЧИ. Обратись к словарю «Мужская рифма». Стихотворение, написанное парной схемой, раскрась жёлтым фоном, с перекрёстной — зелёным. Перед каждой строчкой поставь буквы А или Обведи в рамочку стихотворение, написанное мужской рифмой. Пляшут дворники с усами, И цветы, и тополя. Вся канава в пузырях, Дождик пляшет на скамейке, Барабанит в лопухах. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 ВЕСНА КАКАЯ? Вариант 2 ОСЕНЬ КАКАЯ? Упражнение Запиши по памяти фамилии 3 поэтов. Запиши в раздел «Письмо по памяти» на странице… Задания для твоего самообразования 90. Упражнение Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе. Какой рифмой написано это стихотворение? Осень Залетают листья на балкон, И в почтовом ящике листва: То разносит ветер-почтальон Осени прощальные слова. Словно извещает тем письмом: "Ожидайте северных гостей! Скоро-скоро вспыхнут под окном Алые рубашки снегирей". Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на — ОЙ. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Найди и составить стих из слов стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этой поэтессы. Занятие 11 Женская рифма Если в рифмующихся словах ударение падает на предпоследний слог, то такая рифма называется женской. Например, слова: рыбка — улыбка; лейка — скамейка — семейка; сильный — пыльный — мыльный. Гусыня Позабыть нельзя гусыне Ни о дочке, ни о сыне: Разве смогут дети сами Стать серьёзными гусями? Жак Здесь слово «гусыне» рифмуется со словом «сыне», а слово «сами» рифмуется со словом «гусями». Какой рифмой написаны эти стихотворения? Нарисуй иллюстрацию к одному из стихотворений. Зима Так недавно к нам в оконце Каждый день глядело солнце. А теперь пора настала — В поле вьюга загуляла. Разбежалась с песней звонкой, Всё укрыла, как пелёнкой, Запушила снежным пухом — Стало всюду пусто, глухо. Не звенит река волною Под одёжкой ледяною; Лес притих, глядит тоскливо Птиц не слышно хлопотливых. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немого Ждать зимы седой осталось. Да и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц составить стих из слов Запрягался в наши сани. Упражнение Сочини четверостишье, в котором рифмуются слова МОРКОВЬ — ВНОВЬ, ОГОРОД — САДОВОД. Вариант 1 Перекрёстной схемой. Вариант 2 Кольцевой составить стих из слов. Вариант 3 Парной схемой. Упражнение Сочини своё начало и продолжение стихотворения в том же стиле. Вариант 1 Зеркало даже темнеет от страха, Если в него поглядится неряха! Кондратьев Вариант 2 Ёж, ежонок и ежиха. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 Составить стих из слов КАКАЯ? Вариант 2 ИВА КАКАЯ? Задания для твоего самообразования 98. Упражнение Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе. Какой рифмой написано это стихотворение? Нарисуй иллюстрацию к стихотворению. Что где растёт На лугу растёт ромашка, Лютик едкий, клевер-кашка! Гвоздика, смолка, Колокольчик, хвощ — как ёлка. Кошачьи лапки, Одуванчиковы шапки, Ещё много разных травок У тропинок и канавок, И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых. Как ты думаешь, какие из этих слов выбрал автор? Кто с чем дружит? Дружит белка с шишкой, Заяц — с морковкой, кочерыжкойЖеребёнок — с травкой, Воробей — с козявкой, Ну, а мы всем садом Дружим с шоколадом, с конфетами. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с составить стих из слов словами. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта. Занятие 12 Дактилическая рифма. Если в рифмующихся словах ударение падает на третий от конца предпредпоследний слог, то такая рифма называется дактилической. Например, слова: в азочка — ск азочка; т онкие — зв онкие; в еточки — с еточки — д еточки. Бабочка Белыми крыльями машет кап устница. Только поднимется — тут же оп устится. Носиком водит по краю ром ашечки: Мед или чай в этой беленькой ч ашечке? Глушнев Здесь слово «капустница» рифмуется со словом «опустится», а слово «ромашечки» рифмуется со словом «чашечке». Какой рифмой написано это стихотворение? Зимою дым стоит над трубами, Летит над снежными просторами. А летом речка тихо катится, Вокруг деревни по излучине, И солнце жёлтой каракатицей Глядит на мир, жарой измученный. Весною грязь и слякоть осенью Похожи, как две кочки мшелые… Ворона, севшая на сосенку, Поёт нам песни неумелые. Какой рифмой они написаны? Раскрась зелёным фоном стихотворения с женской рифмой, красным — с мужской, а жёлтой — с дактилической. О чём рассказала Таня Где составить стих из слов, скажите, набраться терпенья, Если оставлена банка варенья, Если к тому же валяется ложка. Я же не жадина, мне бы немножко. Лишь добралась я до банки со стула — Ложка скользнула и — бац! Вот и пришлось за противною ложкой Прямо в варенье забраться ладошкой. Лучше бы ложку мне вовсе не трогать — Только измазала руку по локоть, Ну а пока облизала — понятно: Платье в варенье, на скатерти пятна! Каплет варенье со щек, с подбородка, Ложка из пальцев скользит, как селёдка, Так что, когда она всё же попалась, В банке варенья совсем не осталось. Марков Утро Белый пар по лугам расстилается. От зари алый свет разливается. Чуть приметна тропинка росистая. С листьев брызнет роса серебристая. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Рыбаки в шалаше пробудилися, А восток всё горит-разгорается. И стоит себе лес, улыбается. Никитину Рыжие стихи Ветер-задира в осеннем лесу Рыжей ольхе заплетает кос у. Рыжая белка гадает в уме: «Скоро ли рыжик подсохнет к зиме? » Рыжие гроздья рябины в слезах. Рыжие зайчики скачут в глазах. Рыжие сосны скребут небосвод. Рыжая осень по лесу идёт. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 БОР КАКОЙ? Вариант 2 ДУБРАВА КАКАЯ? Упражнение Найди в словарике эпитеты к слову РЯБИНА. Прочитай их 3 раза. Запиши в раздел «Письмо по памяти» на странице… Задания для твоего самообразования 108. Упражнение Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе. Какой рифмой написано это стихотворение? Вот и осенние месяцы. Время подходит ненастное, — Нити холодные свесятся С тучек на землю. Закружится Листьев пурга разноцветная. С грязью дорога подружится. Грусть серым цветом всё выкрасит, Листья пожухнут от сырости. Солнце у осени выпросит Ясной погоды, как милости. Упражнение Какие картины ты представил, прочитав первое четверостишье? Нарисованы 3 рамочки Подпиши эти картины. Это будет твой план стихотворения. Красив, но красив красотою неброскою, И в жаркий денёк здесь приятнее дышится. В траве золотятся цветы одуванчиков, Что луг покрывают сияющим пологом. Но много средь них и зарытых стаканчиков, Наполненных белым летающим облаком. Седая старушка с забавными козами Сидит на лужайке, а козы обедают. Старушка следит за большими стрекозами — Откуда летят и куда они следуют. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этой поэтессы. Занятие 13 Мужская и женская рифма. Бывает так, что одном стихотворении автор использует разные виды рифм, чередует их. Например, в стихотворении: Гном и гром И в лесу, и возле дома Умный Гном боится грома! Загрохочет в тучах гром. Умный Гном — сейчас же в дом. Ведь всегда у Гнома дома Есть громоотвод от грома! Кондратьев Первые две строчки написаны женской рифмой, следующие две — мужской, а последние две снова женской. Ж И в лесу, и возле д ома Ж Умный Гном боится гр ома! М Загрохочет в тучах гр ом. М Умный Гном — сейчас же в д ом. Ж Ведь всегда у Гнома д ома Ж Есть громоотвод от гр ома! С помощью каких рифм написаны эти стихотворения? Напиши перед каждой строчкой краткие обозначения мужской и женской рифм, обозначив их, соответственно, М и Первый снег Шум ребячий у ворот: — Снег метёт! Снег посёлок побелил, Грязь осеннюю закрыл. В раннем утреннем часу Приземлился снег в лесу, Припушил он шерсть зайчишке, Побелил на ёлке шишки, Составить стих из слов медведя спать На пуховую кровать. Часовников Сентябрь По алым перьям снегиря Течёт прохлада сентября. В сухом бору дремота сосен, Покоем веет от полей. На юг уходит наша осень, Держась за нитку журавлей. Упражнение Сочини четверостишье, в котором рифмуются слова ЛАВКА — ТРАВКА, ПЕСОК — Составить стих из слов. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю составить стих из слов. Вариант 1 РЯБИНА КАКАЯ? Вариант 2 СИРЕНЬ КАКАЯ? Упражнение Прочитай стихотворение 3 раза. Запиши его в раздел «Письмо по памяти» на странице …. Степь под снегом холодеет, Вся бела, А калина ярко реет Вкруг села. Петров Задания для твоего самообразования 117. Упражнение Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе. С помощью каких рифм написаны эти стихотворения? Напиши перед каждой строчкой краткие обозначения мужской и женской рифм, обозначив их, соответственно, М и Белка Белка шишку шелушит И спешит, спешит, спешит. Вертит шишку так и сяк, Обнажая зубки, На тропинку и в овраг Сыплются скорлупки. Рыжим столбиком огня Хвост горит у белки. Белозёров Находка Глянь: сугроб, а в нём — дыра. Там, наверно, мишка спит. В это время из берлоги Показались чьи-то ноги. Вышел снежный человек: — Я не Мишка! При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось составить стих из слов всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта. Занятие 14 Повторение 121. С помощью каких рифм написаны эти стихотворения? Раскрась строчки, написанные женской рифмой, зелёным фоном, а мужской — жёлтым. На печи Миша, лёжа на печи, Ел коржи и калачи. А во время передышки Ел вареники и пышки. Вскоре вся деревня Мишу Доставала через крышу. Орлов Улитка В домике круглом и в круглом окошке Грела улитка на солнышке рожки. Грела улитка на солнышке рожки, И разморило улитку немножко. Вот потянулась лениво улитка, Вот затворила улитка калитку, Спрятала ключ и отправилась спать В самую круглую в мире кровать. Какими рифмами написано стихотворение? Мышкино горе Ах, как вкусно пахло сало! В животе моем бурчало — Есть хотелось страсть. Я ужасно волновалась И на цыпочках прокралась Мышеловке в пасть. Только носом потянула, Языком чуть-чуть лизнула, Хлоп — и я в тюрьме! Позабыла я про сало — Волновалась и пищала, Плакала во тьме. Бог с ним, с салом, бог с ней — с пищей, Утром злой придет котище — Не составить стих из слов мне дня! Чуть откроют только дверцу, — Он жестокий, он без сердца — Гам — и съест меня. Ах, любимое семейство, Шестеро мышат. Я стою на задних лапках, Нос от прутьев весь в царапках — Нет пути назад!. Стихотворение, написанное парной схемой, раскрась синим фоном, с кольцевой — жёлтым, с перекрёстной — красным. Перед каждой строчкой поставь буквы А или По канавке вдоль дорожки С визгом рысью поскачу. Если я, великан, захочу, Как лихой ураган, налечу! Видишь, чудо из чудес: Освещая хмурый лес, Под сосной горит брусника, По Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 ХВОЯ КАКАЯ? Вариант 2 ЛИСТВА КАКАЯ? Упражнение Найди в словарике эпитеты к слову БЕРЁЗА. Составить стих из слов их 3 раза. Запиши в раздел «Письмо по памяти» на странице… Задания для твоего самообразования 127. Упражнение Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе. С помощью каких рифм написаны эти стихотворения? Раскрась строчки, написанные женской рифмой, розовым фоном, а мужской — оранжевым. Журавлик Мой журавлик знакомый В небе делает круг: Он впервые из дома Улетает на юг. Он кружит надо мною, Я не плачу — терплю, Я кораблик построю И флажок прикреплю. Ты плыви, мой кораблик, Паруса накреня. Ты узнай, как журавлик Там живёт без меня. Орлов Я спать ложусь. И спать ложусь, и спится так, Что добудиться составить стих из слов не пустяк. Но если солнце — рыжий кот — Меня усищем щекотнёт, Я тут же поднимаюсь! Упражнение Здесь написаны начало и окончание стихотворения. Сочини свою середину стихотворения в том же стиле. Нарисуй иллюстрацию к нему. Как до небес добраться Что нужно сделать, братцы, Чтоб до небес добраться? За стол сначала надо сесть, Тарелку манной каши съесть, Потом в зелёный лес пойти, Большое дерево найти И вверх по крепким сучьям Подняться к белым тучам. Но, повторяю, начинать Нам надо с манной каши. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Составить стих из слов наизусть составить стих из слов, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этой поэтессы. Занятие 15 Мужская, женская и дактилическая рифма. Бывает так, что одном стихотворении автор использует разные виды рифм, чередует их. Например, в стихотворении: Гроза В небе плыли смелые Медвежата белые. Прибежал медведь чумазый, Умываться начал сразу, Вымыл поле, крыши, лес, Сам невымытый исчез. Азбукин Первые две строчки написаны дактилической рифмой, следующие две женской рифмой, а последние две — мужской. С помощью каких рифм написаны эти стихотворения? Раскрась строчки, написанные женской рифмой, фиолетовым фоном, мужской — жёлтым, а дактилической — зелёным. За ужином Алёша плохо держит ложку — Все учат за столом Алёшку. Павлуша говорит: "Не так! Зачем ты взял её в кулак? Ты за конец её возьми, Вот этим пальчиком прижми". А ложка в пальцах вертится. И вдруг он взял её как надо. И папа рад, и мама рада. Орлов Медвежата Не знали медвежата, Что колются ежата, И давай с ежатами Играть, как с медвежатами. Вдруг медвежата в слёзы: — Ёжики — занозы! Испугались ёжики: Несут щипцы и ножики И давай по штучке Вынимать колючки. Упражнение Сочини четверостишье, в котором рифмуются слова УЛОЧКА — ПРОГУЛОЧКА, ПУСТЫРЬ — БОГАТЫРЬ. Вариант 1 Перекрёстной схемой Вариант 2 Кольцевой схемой Вариант 3 Парной схемой. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 ДУБ КАКОЙ? Вариант 2 ЯБЛОНЯ КАКАЯ? Упражнение Запиши по памяти фамилии 5 поэтов. Запиши в раздел «Письмо по памяти» на странице… Задания для твоего самообразования 136. Упражнение Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе. С помощью каких рифм написаны эти стихотворения? Раскрась строчки, написанные женской рифмой, синим фоном, мужской — оранжевым, а дактилической — фиолетовым. Праздник Ой, как шумно! Ой, как стало интересно! Первый день сегодня дома Человечек незнакомый. Скучно было мне одной. Никому я не мешаю, Хоть в сторонке не стою. Подаю пелёночки Для своей сестрёночки. Глушнев Подорожник По дороге там и тут Подорожники растут. Подорожник-горемыка Весь истоптан, посмотри-ка, Низко стелется у ног, Пожалей его, дружок. Сам страдалец, он не прочь И чужой беде помочь. Может верно послужить, Если кто поранится: Стоит листик приложить Ранка и затянется. Упражнение Сочини своё продолжение стихотворения в том же стиле. Снежинки Снежинки пухов ые, Весёлые, живые! Вы кружитесь, мерцаете В молчании лесном И землю устилаете Блестящим серебром. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на — ЕНЬ. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта. Занятие 16 Повторение 141. Составить стих из слов помощью каких рифм написаны эти стихотворения? Раскрась строчки, написанные мужской рифмой, синим фоном, женской — красным, а дактилической — жёлтым. Восход солнца Загорелась зорька красная В небе тёмно-голубом, Полоса явилась составить стих из слов В своём блеске золотом. Лучи ярко-золотые Осветили землю вдруг. Небеса уж голубые Расстилаются вокруг. Есенин Весна пришла Весна пришла, сосульками Карнизы украшая. Ручьи задорно булькают, Сугробы подмывая. Забыв морозы прежние, Без сил свалилась набок Заплаканная снежная Подтаявшая баба. Зима совсем недужится — Пора ей в путь сбираться. И солнце в каждой лужице Готово искупаться! И меж снегами влажными Пробив себе окошки, Подснежники отважные Уже встают на ножки! Как ты думаешь, какие из этих слов выбрал автор? Какими рифмами написано стихотворение? Клубника Мы у бабушки Маруси Караулим с братом сад: Слив не рвём и груш не трусим — Пусть немного созреют, повисят. Но румяна, краснолика, Чудо-ягода клубника — Сочная, нарядная, Очень ароматная! Мы на корточки присели, Чтобы ягод не топтать, не испортить Все листочки осмотрели: Чудо-ягод не видать! Кто же в составить стих из слов виноват, Если сторож — я и братик, брат! Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Вариант 1 К словам, которые оканчиваются на — ПЕ. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 РОЗА КАКАЯ? Вариант 2 ОСОКА КАКАЯ? Задания для твоего самообразования 145. Упражнение Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе на предыдущем уроке. С помощью каких рифм написаны эти стихотворения? Раскрась строчки, написанные женской рифмой, синим фоном, мужской — красным, а дактилической — жёлтым. Белая шубка Ветер дует — ель качается, Зайка серенький печалится, Утирает слёзы: "Вот придут морозы, Обязательно придут, Меня, серого, найдут, Спросят: "Что за шутки? Ты ж без белой шубки! Вдруг да позабудет — Что со мною будет? Бояринов Еду-еду на коне. Еду-еду составить стих из слов коне Просто восхитительно! Вот козёл бежит ко мне Очень уж стремительно! Вдруг верхом я на козле — Это удивительно! Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на — ЬЯ. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этой поэтессы. Занятие 17 Эпитеты ЭПИТЕТ — образное определение предмета или действия. Закружилась листва золотая … Есенин Эпитеты называют характерные признаки предметов, явлений, отвечающие на вопрос какой? Но не все прилагательные являются эпитетами. Если мы скажем: «Человек сел на деревянную скамейку», слово «деревянную» эпитетом не будет. В этом прилагательном нет никакой образности, оно не передаёт отношения автора к происходящему. Это слово просто уточняет, что скамейка была именно деревянной, а не металлической или не каменной. Если же мы скажем: «Человек шёл деревянной походкой», слово «деревянной» станет эпитетом. Оно образно передаёт скованную, неуклюжую походку человека. Если мы скажем: «Петя жил в трёхэтажном доме», слово «трёхэтажном» не будет эпитетом. Оно просто уточняет, что в доме было именно три этажа. Составить стих из слов же мы составить стих из слов «Петя вернулся в родной дом», слово «родной» будет эпитетом. Оно помогает понять отношение Пети к своему дому, вводит нас в мир чувств и переживаний героя, показывает нам, что автор радуется за Петю. Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его. Например: «На поляне стоял красивый дуб». Раз мы так говорим про дуб, значит, он выделяется своей красотой среди всех деревьев вокруг. Или, наоборот: «На поляне стоял некрасивый дуб». Значит, дуб выделяется своей некрасивостью. Эпитеты помогают автору нарисовать, а читателю представить какую-либо картину. Вот, например, начало стихотворения Бунина «Листопад»: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. В этом четверостишие семь эпитетов, которые составить стих из слов нам нарисовать в своём воображении яркую картину осеннего леса и полюбить этот лес. Кроме того, эти слова создают у нас радостное, лёгкое настроение. Раскрась розовым фоном эпитеты. Весна Голубенький, чистый Подснежник-цветок! И подле сквозистый, Последний снежок… Подчеркни эпитеты и подбери к ним синонимы. Подчеркни эпитеты и подбери к ним антонимы. К каким существительным они относятся? Подбери свои эпитеты к этим существительным. Уж дождь-дождем, Мы давно тебя ждем: С чистой водицей, С шелковой травицей, С лазоревым цветом, С теплым летом! Самое румяное Белке подарил. Напиши своё стихотворение с этими эпитетами. Тучки дружные, Вешние, жемчужные Мчатся надо мной; Смутные, узорные, Тени их проворные — По полям грядой. Подбежали к чистому Пруду серебристому, И составить стих из слов вдвойне светло. Уж не тени мрачные, — Облака прозрачные Смотрятся в стекло. Упражнение Сочини четверостишье, в котором рифмуются слова ЛИСТВА — СОВА, ГЛАЗА — СТРЕКОЗА. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 ГОРЫ КАКИЕ? Вариант 2 ЛУГА КАКИЕ? Упражнение Найди составить стих из слов словарике эпитеты к слову ПЕНЬ. Прочитай их 3 раза. Запиши в раздел «Письмо по памяти» на странице… Задания для твоего самообразования 157. Упражнение Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе. Раскрась фиолетовым фоном эпитеты. Спокойно дремлет день над тихими полями, И веют прелестью раздумья вечера. Бунин Кролики Мы на ферме побывали, Белых кроликов видали. Шустренькие кролики То ложились, То кружились В проволочном домике. Лапками стучали, Весело пищали. Мы зверькам Не травки жесткой — Клеверку достанем. Вырастайте С нежной шерсткой, С круглыми хвостами. С какими ещё существительными можно их употребить? Золотое солнце вышло, Бродит по горам. Галки подняли на крыше Страшный тарарам: Снег скользит по горным склонам, Глыбой едет вниз. Две сосульки с нежным звоном С крыши сорвались. Упражнение Подчеркни эпитет и подбери к нему синонимы. Упражнение Подчеркни эпитеты и подбери к ним антонимы. Солнечный и мокрый К нам пришел апрель. С какими ещё существительными можно их употребить? Выпиши самые яркие, на твой взгляд, эпитеты с существительными в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ». При затруднении обратись к составить стих из слов РИФМ». Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта. Занятие 18 Повторение 166. Раскрась зелёным фоном эпитеты. Только замрёт, припадёт и послушает, — Снова взмахнёт, а за ним Лес загудит, затрепещет, — и сыплются Листья дождём золотым. Деревья стройные, как небеса светлы, Вели, казалось, в глубь серебряного сада, И хлопья снежные, пушисты, тяжелы, Повисли на ветвях, как гроздья винограда. Упражнение Подчеркни составить стих из слов и подбери к ним синонимы. И вот уже солнце лучистое Восходит на небо безбрежное. Упражнение Подчеркни эпитеты и подбери к ним антонимы. К каким существительным они относятся? Подбери свои эпитеты к этим существительным. Свежая картошка, Сочный огурец. Липовую ложку Сделал мне отец. Горбовский Клонит к тени полдень жгучий, Замер в листьях каждый звук, В розе пышной и пахучей, Нежась, спит блестящий жук… Напиши своё составить стих из слов с этими эпитетами. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет. Влажным теплом Веет весенняя ночь над селом; Ветер приносит с полей аромат, Слабо алеет за степью закат. Тонкий туман над стемневшей рекой Лёг серебристою нежной фатой, И за рекою, в неясной тени, Робко блестят золотые огни. В тихом саду замолчал соловей… Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Вариант 2 К словам, которые оканчиваются на — КО. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 ЖАВОРОНОК КАКОЙ? Вариант 2 ЛАСТОЧКА КАКАЯ? Упражнение Найди в словарике эпитеты к слову БОР. Прочитай их 3 раза. Запиши в раздел «Письмо по памяти» на странице… Задания для твоего самообразования 174. Упражнение Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе на прошлом уроке. Упражнение Подчеркни эпитет и подбери к нему синонимы. Строит вьюга голубые города. Выпиши самые яркие, на твой взгляд, эпитеты с существительными в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ». При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел составить стих из слов ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этой поэтессы. Занятие 19 Сравнения Если автор указывает на сходство предмета, действия или явления с другим предметом, действием или явлением, это называется сравнением. Благодаря сравнениям, текст становится более красивым, образным, поэтичным. Сравнения помогают читателю увидеть в знакомых, привычных вещах что-то новое. Сравнения помогают автору выразить своё отношение к тому, что он составить стих из слов. Вспомним начало стихотворения Бунина «Листопад»: Лес, точно терем расписной… Здесь лес сравнивается с теремом. Читая стихотворение, мы представляем себе такой терем ищем в нём сходство с осенним лесом. Стволы деревьев похожи на столбы, осенняя листва — на узорную деревянную резьбу, ярко окрашенную. Вот ещё пример сравнения: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… Пушкин Здесь шум бури сравнивается с воем зверя и с плачем ребёнка. Эти сравнения помогают нам представить себе шум бури, «услышать» его. А вот как Пушкин описывает Царевну-Лебедь в «Сказке о царе Салтане…»: А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. Здесь поэт сравнивает походку царевны с походкой павы павлинаа звук её голоса — с журчанием реченьки небольшой реки. Эти сравнения тоже помогают нам «увидеть» и «услышать» царевну. Мы знаем, что павлин составить стих из слов очень красивая птица, она ходит составить стих из слов, величественно. Мы также представляем себе журчание небольшой реки, точнее — ручья. Оно очень приятно для слуха. Так, благодаря сравнениям, поэт коротко, образно и красиво передал нам информацию о царевне. Сравнение обычно вводится при помощи слов: как, будто, как будто, словно, точно, вроде и т. Раскрась розовым фоном сравнения. Цветет вишня В сад бегу За мячиком вдогонку, А в саду — весёлая возня. Как малышку, В весёлую пеленку Пеленает вишенку весна. Есенин Тень на снегу Лёг сугробом белый снег, На сугробе синий след. Будто кто-то в синьке Выпачкал ботинки. Выпиши слова, с помощью которых вводятся эти сравнения. Высотская Почему котик сравнивается с мячиком? Случевский Почему цветы слив сравниваются со снегом? Цветы каких растений тоже можно сравнить со снегом? Пушкин Почему буря сравнивается с запоздалым путником? С чем или кем ещё можно сранить бурю? Напиши составить стих из слов стихотворение с этими сравнениями. Ива Ветви сочные дугою Перегнулись над водою, Составить стих из слов зелёный водопад; Как живые, как иглою, Будто споря меж собою, Листья воду бороздят. Фет В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное… Выпиши самые яркие, на твой взгляд, сравнения в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ». Снег идёт наугад, Словно сновиденье. Упражнение Сочини четверостишье, в котором рифмуются слова СОМНЕНЬЕ — ТЕРПЕНЬЕ, ЛОЖНЫЙ — СЛОЖНЫЙ. Упражнение Напиши как можно больше слов составить стих из слов данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 УРАГАН КАКОЙ? Вариант 2 ВОЛНА КАКАЯ? Задания для твоего самообразования 185. Упражнение Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе. Выпиши слова, с помощью которых вводятся эти сравнения. Ни дать ни взять Море песню сочиняет — Слов не может подобрать. Случевский Как ты думаешь, где героев стихотворения качает ветер? Что сраниается с люлькой? Пивоварова Напиши 3 причины, на основании которых ящерки сравниваются с трещинками. Гололедица Ах, какая гололедица — Не шагается, а едется! Еду я куда попало, Боком делаю шаги. Словно смазанные салом, Мною вертят сапоги. Белозёров Составить стих из слов такое ГОЛОЛЕДИЦА? Почему автор горит, что сапоги «словно смазанные салом»? Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на — ОР. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта. Занятие 20 Повторение 189. Раскрась фиолетовым фоном сравнения. Лермонтов Глухарь Я был в тайге. Я мёрз не зря — В тайге я видел глухаря. Он весь — от клюва до хвоста — Был в напряженье взлёта, И снег летел, как от винта Большого самолёта! Белозеров Дом, в котором нет собаки Как белочка Без леса, А роща Без кукушки, А дерево Без веток, А ёлка Без верхушки, Как ложка Без тарелки, А мальчик Без лошадки, А девочка Без куклы, А рот Без шоколадки, Как солнышко Без неба, А петушки Без драки, Как праздники Без гостя — Так дом, Где нет собаки. Выпиши слова, с помощью которых вводятся эти составить стих из слов. Фет С чем сравнивается река? Составить стих из слов ты думаешь, почему автор подобрал такие сравнения? Пастернак С чем поэт сравнивает лес? Какие слова подобрал Пастернак для описания орешника? А с чем бы ты сравнил лес? В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. Никитин Назови 2 причины, на основании которых снежок сравниваются с белым пушком. Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака… Может быть, за годом год Следуют, как снег идёт, Или как слова в поэме? Пастернак Что такое САЛОП? Почему салоп назван заплатанным? Понравились ли тебе это стихотворение? Выпиши самые яркие, на твой взгляд, сравнения в словарик «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ». Старый сад всю ночь гудел угрюмо, Дождь шумел, и, словно капли слёз, Падал он в холодный снег на землю С голых сучьев стонущих берёз. По лесным трущобам и оврагам, По полям, пустынным и составить стих из слов, Первые весенние туманы Расползались медленно, как дым. Бунин В каждом маленьком растеньице, Словно в колбочке живой, Влага солнечная пенится И кипит сама собой. Эти колбочки исследовав, Словно химик или врач, В длинных перьях фиолетовых По дороге ходит грач. Как змеи, волны гнутся, Уже без гневных гребешков, Но не бегут они коснуться Непобедимых берегов. Безбрежная, как море, Волнуется и наливает рожь. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм составить стих из слов словам. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Вариант 2 К словам, которые оканчиваются на — ОНЬ. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении составить стих из слов к словарю «Эпитеты». Вариант 1 КОНЬ КАКОЙ? Вариант 2 МУХА КАКАЯ? Упражнение Запиши по памяти фамилии 5 поэтов. Запиши в раздел «Письмо по памяти» на странице… Задания для твоего самообразования 195. Упражнение Прочитай ещё раз правило, которое проходили в классе на предыдущем уроке. Выпиши слова, с помощью которых вводятся эти сравнения. Пастернак Почему «под липами, как в подземелье»? Как ты думаешь, что это составить стих из слов «выход вдалеке»?

Смотри также